Детская студия ДОМПЕ. Развивающие занятия для детей

ПРИХОДИМ В МИР И НЕ ТЕРЯЕМ ВРЕМЕНИ

Человек фактически всему должен учиться. Вот почему ворон, например, живет триста лет, а детство у него занимает всего несколько месяцев? Человеку не всегда отведена и четверть этого срока, а детство у него занимает годы…
— Талызина Н.Ф.

Начнём с самого главного момента. Родители дарят ребёнку жизнь. Чудо! Родился ещё один житель Земли! Разве это не прекрасно?! Что может быть важнее этого события? И вот он здесь. Такой маленький, трепетный, нежный, долгожданный. Но какой же он беспомощный, этот человеческий детёныш! Не говорит, не встаёт на ножки, кажется, что он умеет только кричать. У любого животного дети рождаются вполне самостоятельными: умеют ползать, плавать, ходить. А новорожденный малыш не может даже переворачиваться сам. Ребёнок долгие годы полностью зависит от родителей, очень медленно, буквально по капле, набирая взрослости. Сколько любви, заботы и внимания требуется от мамы, чтобы её любимое чадо начало осваиваться в мире. И старания родителей вознаграждаются, а скорость появления результатов окрыляет. Уже через месяц или полтора малыш приводит в восторг своих близких нежными первыми "гу" и "ау", щедро улыбаясь в ответ родным, узнавая и искренне радуясь их появлению рядом с его кроваткой. Психологи называют это трепетное взаимодействие крохи с близким ему взрослым комплексом оживления.
Комплекс оживления — это особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная к взрослому. Комплекс оживления включает четыре основных компонента:

1. – замирание и зрительное сосредоточение – долгий, пристальный взгляд на взрослого;
2. – улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;
3. – двигательное оживление – движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр.;
4. – вокализации – вскрики (громкие отрывистые гласные звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, - «гуулллиии» и пр.).

А каких выдающихся результатов человек достигает к 1 году своей жизни: он уже учится ходить, произносит первые осознанные слова, может пить из чашки, выхватывает у мамы ложку и находит применение разным окружающим предметам. У него уже есть свои желания и идеи. В достижении этих выдающихся успехов огромную роль играет социум, а для малыша социум - это мы, его родители и близкие родственники, те, кто в любую минуту может прийти с помощью и поддержкой для юного исследователя окружающего мира.
Малышу приходится учиться всему. Кроме того, жить он вынужден в крайне сложной и меняющейся среде - обществе, отсюда и такой длительный срок развития. Ведь ни одно живое существо не имеет такого долгого этапа созревания.
Когда социальный опыт человечества был невелик, ребенок осваивал его с помощью родителей, в процессе труда, который начинался очень рано. Но развитие общества не стояло на месте. Возрастал социальный опыт, а вместе с ним и время на его усвоение. И однажды люди пришли к тому, что нужно выделять специальное время жизни для усвоения накопленных предыдущими поколениями знаний и умений. Появились школы и учителя.
По словам Талызиной Н.Ф., усвоение опыта прошлых поколений стало играть определяющую роль в становлении человека.
Именно поэтому человек и развивается гораздо дольше всех других живых существ. К тому же, звери запрограммированы с самого начала на определенный образ жизни, поэтому рождаются и быстро вырастают готовыми к нему, а человек – универсален. Его программа созревания складывается с его собственной помощью и в зависимости от окружения. Она гораздо более сложная и вариативная, ее необходимо всю прорабатывать вручную уже после рождения.
Интересна мысль А. Лельчука по этому вопросу:

Говорят, что дети учат родителей, пока растут. Вот поэтому и растут так медленно, чтобы родители успели научиться. Чтобы родитель, то есть каждый взрослый человек, то есть просто любой человек живущий, мог подробно изучить процесс роста и развития личности. А учитывая, как много места в жизни каждого занимают дети, можно предположить, что изучение, осознание и понимание процессов роста и развития - это вообще одна из главных задач человека в жизни. И то, что мы понимаем, глядя на детей, имеет прямое отношение к тому, что нужно понимать про мироздание в целом.

Дети и мы играем огромную роль в жизни друг друга, поэтому необходимо чётко осознавать уровень своей ответственности перед собственным ребёнком и степени важности нашего присутствия рядом с ним, участия в его делах, особенно первые годы его жизни. Необходимо понимать нашу роль в формировании его личности и огромнейшего влияния каждого родителя на всю дальнейшую судьбу своего чада.
И вовсе не случайно в нашей детской творческой студии развивающие занятия с детишками в возрасте от 1 годика до 3 лет мы проводим совместно с мамами малышей или другими близкими ребёнку взрослыми.


ВМЕСТЕ С МАМОЙ

Почему вместе? Давайте разберёмся. Разве для того, чтобы обучать малыша новым навыкам и умениям не достаточно квалифицированного специалиста психолога, опытного педагога или воспитателя с огромным стажем? Неужели он не справится с несколькими озорными ребятишками? Разве это не прекрасно освободить и без того уставшую мамочку или бабулю на часок? Раньше ведь справлялись! И, действительно, в советские времена, например, мама часто отдавала своего ребенка в ясли уже в трехмесячном возрасте. Многие детки посещали пятидневку и выезжали с садиком на дачу на всё лето. И вроде ничего, все выросли.
Как же обстоит ситуация с этим вопросом на сегодняшний день? Что думают по этому поводу специалисты?

В наше время учёные единогласно утверждают, что первые годы жизни ребенка и влияние ближайшего окружения на его дальнейшее развитие чрезвычайно важны и, прежде всего, тем, что именно в этот период формируется неосознанное отношение ко всему миру в целом через отношение к матери - самому главному и незаменимому (относительно других) человеку. Это отношение выражается в базовом доверии к миру, как его обозначил Эрик Эриксон. Базовое доверие к миру проявляется в исходной установке «мир добр ко мне» или «мир враждебен».


...матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама – тот человек, которому можно доверять, в том понимании слова «доверие», которое существует в данной культуре применительно к данному стилю жизни. Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства «все хорошо»; для появления чувства тождества; для становления тем, кем он станет, согласно надеждам других.
(Erikson, 1963г.)

Таким образом, если с самого момента рождения мама находится рядом с ребенком, в любой момент готова прийти ему на помощь, если нет «обрыва» в контакте с матерью, и он постоянно чувствует её любовь, если в процессе ухода и заботы о нём она регулярно правильно распознает сигналы, подаваемые ей её чадом (чего ему хочется в данный конкретный момент), своевременно удовлетворяет эти его потребности и устраняет дискомфорт, если не происходит внезапного прекращения этого трепетного взаимодействия, то мир воспринимается малышом как предсказуемый и доброжелательный, юный исследователь ощущает себя в безопасности и чувствует себя в мире уверенно, т.к. поддержка всегда рядом и своевременна. Соответственно у ребёнка формируется базовое доверие к миру. Разные исследователи по-разному определяют продолжительность этого периода – от 1 года до 3-х.

Считается даже, что примерно первые пять месяцев жизни ребенок не воспринимает себя как отдельное от мамы существо. Многие учёные говорят о том, что мать и дитя представляют собой некое единое целое, можно сказать, симбиоз. Если физически ребенок отделяется от матери в момент родов, то биологически он не отделяется от нее до самого конца младенческого возраста, пока не научится самостоятельно ходить, а его психологическая эмансипация от матери, выделение себя из первоначальной общности с ней наступает вообще только за пределами младенческого возраста, в раннем детстве.

По словам известнейшего отечественного психолога Л. С. Выготского, в младенческом возрасте взрослый человек, мама - это всегда психологический центр всякой ситуации. Это означает, что даже простая близость или удаление взрослого сразу означает для ребенка резкое и коренное изменение ситуации, в которой он находится. В отсутствие мамочки или другого близкого младенец попадает в ситуацию беспомощности. Его активность по отношению к внешнему миру как бы парализована или, во всяком случае, в высшей степени ограничена и стеснена. У него словно сразу отнимаются руки и ноги, возможность передвижения, изменения положения, захватывания нужных предметов. В присутствии взрослого для активности ребенка открыт самый обычный и естественный путь через другого человека.

Малыша окружает бесконечное множество новых запахов, непонятных звуков, ярких цветов, упорядочить которые может только взрослый. Кроха ещё не понимает, враждебен ли этот мир или ему можно доверять. И здесь первостепенной задачей мамы становится сделать этот хаос не таким пугающим и по возможности максимально комфортным.
Природа наградила каждую мать уникальным талантом чувствовать и понимать собственного ребёнка. Она максимально сонастроена с ним, что даёт ей возможность лучше всех остальных ловить и интерпретировать сигналы, которые он посылает (почему он кричит, чего хочет в данный момент). За счет этого материнского умения распознавать в плаче малыша его разнообразные желания, потребности ребёнка становятся многочисленными, а у крохи появляется возможность овладеть языком.

Будучи максимально тесно связанным с мамой, малышу волей-неволей приходится на неё полностью полагаться, т.е. во всём ей доверять. В словаре Ожегова доверие – это уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, правильности. Залогом формирования базового доверия к миру и надежной привязанности может стать выполнение матерью следующих правил воспитания и ухода, которые, на наш взгляд, удачно сформулировала психолог Надежда Цихончик:

 

  • постоянное нахождение в зоне видимости ребенка: Отсутствие матери очень остро воспринимается ребенком. Для ребенка до 2-3 лет отсутствие матери воспринимается как её потеря, в некоторых ситуациях даже как смерть. Поэтому маме необходимо как можно реже расставаться с ним, быть постоянно в зоне видимости, или, по крайней мере, слышимости. Разговаривайте с малышом, даже когда уходите в другую комнату. Если все же необходимо отлучиться, объясните малышу (в доступных ему единицах измерения, например, «я приду, когда будут гореть фонари, или начнется передача» и т.д.), когда состоится Ваше возвращение.
  • на руках у мамы: Многие боятся, что постоянное нахождение ребенка на руках - это плохо, неправильно. «Не приучай к рукам, - говорят, - потом намучаешься». Но именно пребывание на руках у матери или других близких людей, там где слышен знакомый стук сердца, позволяет ощутить ребенку безопасность. Вспомните, как это комфортно, когда Вас обнимают руки любимого мужчины, и Вы поймете каково ребенку. И не надо бояться избаловать – когда ребенок «наестся» этого, его уже никакими верёвками не удержишь, и Вы будете с грустью вспоминать, какой он был маленький и как умещался на груди.
  • грудное вскармливание: В младенчестве все удовольствия ребенок получает через рот. Кормление, пожалуй, самый важный элемент развития на первых порах. Кормление ребенка по часам создает зону неуверенности и тревоги, ведь он-то, маленький, не знает, что такое минута или десять минут до кормежки, для него это время - почти вечность. Другое дело, когда еда, мамина грудь, мамино тепло, запах и стук сердца всегда рядом. Это ощущение сытости и безопасности ребенка – основа основ материнской любви.
  • совместный сон: Что испытывает ребенок, проснувшись среди ночи в тёмной комнате в одиночку, можно только представить. Совместный сон мамы и малыша только укрепляет чувство безопасности ребёнка и ни в коем случае не может ему навредить.

Как утверждают специалисты, наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения, позитивного отношения к самому себе (я любим, значит, я хорош), инициативности, состояния уверенности в различных ситуациях, адекватной самооценки, т.е. способности правильно оценивать свои возможности и силы. Если первые годы проходят в атмосфере любви и доверия, то ребёнок вырастает любознательным и активным, проявляет симпатию и интерес к другим людям, в дальнейшем он будет готов вступить в длительные, глубокие и теплые отношения с другими людьми, основанные на любви и заботе. Этот человек будет способен дружить, понимать и чувствовать любовь.

Как утверждают известные психологи, в детстве примерно до 5 лет личность формируется на 70%. Стоит запоздать с социализацией, как начнутся необратимые процессы.
Если у мамы есть возможность не создавать своему крохе дополнительный стресс, не расставаться лишний раз с ним в новой для него обстановке, что может плохо отразиться на эмоциональном состоянии ребенка, то почему бы не сделать ему такой подарок?

Постараемся же не экономить на здоровом общении с нашими детьми и получать от этого процесса обоюдное удовольствие!


Детские центры раннего развития, кружки и секции для детей Яндекс.Метрика