Детская студия ДОМПЕ. Развивающие занятия для детей



ДЕРЖИМ ТЕМП. РАННЕЕ ГАРМОНИЧНОЕ
И РАЗНОСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

...первые годы жизни – самое благодатное время, когда разумные заботы мамы и папы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь же успешно вырастить позже.
— Б.П. Никитин

Теория и практика современной психологии свидетельствует о том, что чем раньше начинается всестороннее обучение ребенка, тем легче и быстрее он развивается эмоционально, интеллектуально и физически.
Именно в короткий период жизни от рождения до трех лет идет интенсивное развитие мозга человека, когда его клетки бурно растут и формируют связи между полушариями. Такие человеческие способности, как любознательность, познавательная активность, воображение, уверенность в себе и доверие к другим, тоже закладываются в первые три года жизни. Как красиво и достойно звучит «разностороннее и гармоничное развитие личности». Каждый любящий родитель хотел бы, чтобы его ребёнок был счастлив, успешен, талантлив, разносторонне развит и по возможности превзошёл бы его самого в развитии, чтобы потомок взял у всех родственников всё самое лучшее и приумножил его. И это возможно! Ребёнок сможет стать таким, только родителям придётся постараться создать ему подходящие условия. Не всем хватает терпения, времени и желания этим заниматься. Но факт в том, что это возможно! Мир подарил нам отличные примеры гениальности и равно одарённости во всех областях: в поэзии, живописи, философии, физике, биологии, химии, медицине, астрономии в лицах живых выдающихся личностей - Аристотель, Леонардо да Винчи, Михаил Ломоносов. И что интересно, все трое обладали мощным атлетическим телосложением. Вот они, настоящие разносторонние гении, образцы гармоничного развития личности!



Дети... Наша боль, наша радость, наша надежда...
Позовите своего сына, дочь, посмотрите им в глаза. На вас смотрят столетия... Бережно передавались эти глаза от поколения к поколению. Доверчивые и настороженные, лукавые и грустные, испуганные и дерзкие. Вот опять смотрят: "Ты мне поможешь?" - "Да, да, конечно". Одному человеку не постигнуть бесконечности своего "я". Надеюсь, что наш скромный опыт сольется с опытом других.
— М.П. Щетинин

Как же это непросто - воспитать многогранного, сильного человека! Сколько раз, потерпев очередную неудачу в воспитательном процессе, к нам в голову приходит спасительная для честолюбия мысль:

 

...Я делаю всё, отдаю ему время, силы, здоровье, а у него не выходит, значит, он не способен. У других же все идёт успешно...

«Как часто произносим мы эту формулу в момент своей слабости, педагогической несостоятельности. Как легко свалить вину на природу, особенно когда никто не возьмется проверить, так ли уж виновна она. Да и как проверить то, о чем почти не имеешь представления?! Природа человека... Что это? Два слова без ясного смысла, обозначение неосязаемой, предполагаемой реальности?» - говорит нам прекрасный педагог Михаил Петрович Щетинин. Его многолетний опыт приводит его к пониманию того, что природа совсем не виновата, что на самом деле человек может всё! И в своей замечательной книге «Объять необъятное: Записки педагога» он доказывает на примере своей личной практики, которой он посвятил всю жизнь, что это не пустые слова и не слепая вера.

Дайте человеку возможность мочь! А если нам кажется иногда, что не можем, то это не от действительного положения вещей, а от того, что где-то погрешили перед собственной природой, перед сложнейшей системой - человеком. В оптимистическом "Человек может всё!" главное - сам человек. Мы часто говорим: "развитие ребенка, развитие человека". Но что значит "развивать человека"!? Это значит развивать всё, что включает в себя понятие "человек".

Человек! Как великолепно раскрывается суть его в этом слове. Тот, кто впервые назвал так когда-то нашего предка, сделал выдающееся педагогическое открытие, сознательно или бессознательно обобщив многомиллионный путь его развития. Человек - чело веков, то есть лоб, ум, лицо столетий, ум, формировавшийся века, ум как результат миллиардов лет эволюционного развития природы. Мы не с нуля начинаем, мы берем эстафету у многовековой истории развития жизни. Тысячу раз прав Г. С. Сковорода, утверждая: "Учитель... только служитель природы". Чтобы соответствовать высочайшему и ответственнейшему званию "учитель", мы должны, говоря в классе: "Здравствуйте, дети!", иметь в виду глубоко осмысленное "Здравствуйте, века!". И если это "здравствуйте" с тем же смыслом скажет вся школа, создав условия для развития природы человека, то каждый гражданин страны детства, и мы вместе с ним обоснованно заявим: "Человек может все!"».

Щетинин, делясь с миром своими открытиями, рассказывает, что он и его коллеги педагоги поверили в то, что способность к одному виду деятельности слагается из многих способностей к другим. Талант - это синтез множества талантов. Значит, задача развития одной способности должна быть одновременно и задачей развития "побочных" способностей. Для того чтобы воспитать специалиста, надо, следовательно, помимо заботы о специализации развивать "человека вообще", человека в целом...

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
— Агния Барто

Щетинин с молодыми педагогами провели смелый эксперимент - решили взять группу так называемых музыкально малоодаренных, то есть в обычном смысле бесперспективных учащихся, и, влияя на формирование "побочных"! интересов, проследить, скажется ли это на качестве их музыкального исполнительства. Давайте проследим за их интереснейшим экспериментом. Первое время они почти отказались от обычной формы урока по специальности, т.е. не играли на музыкальных инструментах. Читали стихи, писали рассказы, делали зарисовки, играли в спортивные игры, ходили в туристские походы на Терек, в лес, слушали у ночного костра таинственные истории. Музыкальные занятия были не основной частью их работы. На уроке нередко играл преподаватель, а ребята слушали. Тому, у кого "не получается", очень трудно, почти невозможно сохранить желание учиться. Поэтому, как самое драгоценное, берегли они в детях чувство любви к музыке. Главное - жизнь, рассказ о ней, о своих впечатлениях средствами музыки. Были уроки без единого музыкального звука, только горячие, возбужденные споры о чем-то более важном, чем игра на инструменте.
Так прошел первый год. Во второй класс перешли все. На экзаменах дети выглядели не хуже других. Не будем забывать, что это были первоначально малоодарённые дети. А результаты второго года обучения превзошли даже ожидания самих экспериментаторов. Уже зимой и весной на академическом концерте их ученики - в числе лучших. А впереди третья весна, конкурс на лучшее исполнение музыкальных произведений. Решили готовиться все. На конкурсе учитывались культура, эмоциональность и, конечно, техника исполнения и сложность произведений. Они пошли на риск: взяли пьесы очень высокой сложности. К тому времени у учащихся окреп интерес к музыке, появилась вера в свои силы. Они много играли: музыкальный материал менялся к каждому уроку. У экспериментаторов было твердое мнение: одно и то же нельзя давать два урока подряд, надо беречь чувство, свежесть восприятия, внимание. Быстро играть, быстро двигать пальцами - значит быстро мыслить. А какое может быть мышление во время нудно-однообразных бесконечных упражнений?! Походы с ночевкой в лес или к легендарному Тереку, рассказы о прочитанном, споры, стихи у костра, игры, по-прежнему занимали большое место в их жизни. Каждый рос как личность. Это было главное. И вот, наконец, конкурс. Невозможно передать словами то, что они испытали, когда жюри единогласно решило все призовые места отдать представителям их класса! Все призовые места! Полная победа!

Как сейчас вижу, подходит ко мне заведующий отделением народных инструментов и говорит: "Этого не может быть... здесь что-то не так..." Он выжидательно смотрит мне в глаза, ища ответа, надеясь выведать некую тайну. "Как вы работаете над пьесами?" - "Мы работаем над человеком".» (Щетинин)

Этот великолепный эксперимент подтвердил интересующий нас тезис - способность к одному виду деятельности слагается из многих способностей к другим. Талант - это синтез множества талантов! Что же это значит? Чтобы из вашего малыша вырос талантливый музыкант или учёный необходимо водить его в походы, заниматься спортом, рисовать и читать стихи? Да, да, да! Именно так.

Подтверждение этому можно найти и в практике известнейшей семьи Никитиных, которые развивали своих собственных семерых детей самыми необычными способами, не боясь и не стесняясь мнения социума, его осуждения или критики.
Теорию раннего развития супругов Никитиных уже относят к классике отечественной педагогики. Никитины не только высказали идеи о значении ранней тренировки ума и тела, но и осуществили их на практике – в своей многодетной семье. На примере своих детей они показали, как воспитать из ребенка самостоятельного гармоничного человека.
Впервые об этой необычной семье заговорили в 50-е годы ХХ века, когда общественность подмосковного городка была шокирована видом детишек, бегающих зимой босиком по снегу и выполняющих удивительные гимнастические трюки. Однако дети поражали не только крепким здоровьем, но и высоким уровнем интеллекта. Читать и считать они начинали уже в три-четыре года, в школе «перескакивали» через класс, и всей семьей решали логические ребусы и загадки, созданные их отцом.
Талантливый педагог, исследователь, воспитатель, практик, глава семьи Б.П.Никитин доказывает своим личным примером заботливого, смелого и творческого родителя и реальными практическими успехами своих детей, что движение и интеллект связаны.
Вот, что он пишет :

Многие и не догадываются, что между развитием интеллекта и развитием движений существует удивительная зависимость. Считается, скорее, наоборот. В житейских разговорах чаще подчёркивается другое: вот, мол, увлёкся футболом, а учёбу забросил, «ноги работают хорошо, а голова…» - и многозначительная пауза. Возразить трудно: лучшие наши спортсмены не являются лучшими изобретателями или учёными. И лучшие наши умы бывают, к сожалению, далеки от совершенства в области физической культуры. Какая же тут корреляция?! Оказывается, всё дело в возрасте: для нормального развития мозга в младенчестве необходимо прежде всего движение. И чем оно разнообразнее, интенсивнее и жизнерадостнее, тем благотворнее сказывается на развитии ребёнка, особенно его интеллектуальной сферы.

Важнейшим условием развития всех способностей Никитин считает своевременное начало. Каждый здоровый ребёнок, по его словам, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей ко всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными, они с возрастом постепенно угасают, слабеют, и чем старше становится человек, тем труднее развивать его способности. Способный ребёнок – не дар природы!
Большое значение супруги Никитины уделяли физическому воспитанию детей. По их мнению, нет необходимости проводить специальные занятия гимнастикой с малышами, лучше включать упражнения в повседневную жизнь. Особое место Никитины уделяли закалке как действенному способу оградить ребенка от простудных заболеваний. Они создали и испытали на своих детях новую систему оздоровления. По теории Никитиных, первый год жизни ребенка является «запуском здоровья, силы и способностей ребенка» и приступать к закаливанию нужно не с трех-четырех месяцев, как это советуют педиатры, а с первых дней после рождения, чтобы механизмы терморегуляции не «свернули» свои функции. Развивая свою методику и проводя эксперименты, Никитины заметили, что их дети не болели в течение первого года жизни, хотя находились в комнате при температуре 17° C всего лишь в трусиках, а зимой бегали по снегу босиком. В три месяца они уже стояли, держась за опору, висели на пальцах до сорока секунд. В год они уже залезали по вертикальной лестнице на высоту 2 м, а вися на кольцах, поднимали ножки к рукам.
На протяжении многих лет семью Никитиных наблюдал известный врач, доктор медицинских наук, профессор Илья Аркадьевич Аршавский. В беседе с журналистом он объяснил, с чего все началось у Никитиных: «Их подтолкнула к экспериментированию суровая необходимость. Сын-первенец страдал жестоким диатезом. Чего только не предпринимали родители, к каким только врачам не обращались! И вот Лена Алексеевна в поисках спасительного средства стала выходить с младенцем в холодный тамбур у входной двери. И – о чудо! – ребенок перестал плакать, ему стало заметно лучше».

Этот эпизод, положивший начало многолетним опытам в «семье-лаборатории», может быть воспринят как случайность. Но и у следующих детей Никитиных проблемы со здоровьем удалось устранить ранним закаливанием. Такое «чудо» объясняется законом, выведенным профессором Аршавским: «Адаптивные возможности ребенка, то есть способность приспосабливаться к окружающей среде, самые высокие во время новорожденности». Б.П.Никитин в своих многочисленных интервью говорит, что они с женой не ставили себе целью научить своих детей всему как можно раньше. Они старались создать условия для развития их способностей. Наблюдения Никитина за развитием его детей показывают, что по мере расширения и углубления знаний о мире желание ребёнка ещё больше узнать только возрастает. Как сильное, тренированное тело жаждет движения, так и развитый ум жаждет деятельности, причем хочет не столько усваивать, сколько исследовать.

Поэтому даже в таком на первый взгляд положительном стремлении любящих родителей обучить всему свое чадо лучше и быстрее других тоже может таиться большая опасность. Взрослые своими требованиями к малышу и непосильными для него задачами часто глушат простую детскую непосредственность и природную любознательность ребёнка. Дети не успевают делать открытия, удивляться и осмысливать потоки всё новой и новой информации. В их жизни не остаётся места чуду.

Максимум усилий нужно прилагать не к тому, чтобы впихнуть в своего малыша как можно больше знаний, а к тому, чтобы пробудить в нем интерес к жизни, познанию, к окружающим людям. Именно в раннем детстве также можно и должно учить ребенка внимательности к миру, любви к близким, и, как мы уже говорили раньше, закладывать основы таких понятий, как доброта, сочувствие, забота. Но учить не на отвлеченных примерах, а в приложении к нему самому.

Таким образом, для гармоничного интеллектуального, физического и личностного развития вашего любимого чада очень важно создать необходимые условия для его развития, заинтересовывать, удивлять его, показывать многообразие нашего прекрасного мира, мотивировать малыша к поиску ответов, к исследованию всего нового, а не только загружать в него готовую информацию. Нужно не просто развивать своего кроху, а оказывать ему своевременную помощь в освоении окружающей действительности и познании мира. И это сделать несложно каждому любящему родителю при помощи открытия советского психолога Л.С.Выготского. Он заметил, что развитие происходит тогда, когда ребёнок осваивает новые навыки. Но не просто осваивает в отрыве от его реальной жизни, а делает это на основе уже имеющихся у него знаний. Этот феномен получил название «зона ближайшего развития».

Зона ближайшего развития характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач. Это уровень развития, проявляющийся у ребёнка в совместной деятельности со взрослым, это то, что малыш уже может сделать вместе с помощником, но у самого это действие самостоятельно в индивидуальной деятельности пока ещё не получается. То, что ребёнок может сделать совместно со взрослым, с его помощью, очень скоро становится собственным достижением малыша.

Важным моментом, как нам кажется, здесь является переживание успеха совместной деятельности со взрослым, как успеха личного. Также, можно сказать, что личный успех фиксируется ребёнком как часть или следствие коллективного успеха. "Сначала ходим с мамой за ручку, а потом сам", или "сначала с папой собираем пирамидку, а потом сам". Совместная деятельность родителей с ребёнком оказывает огромное влияние на развитие его личности. Её отсутствие или эпизодичность (родственники почти не имеют совместных дел с малышом) может привести к формированию личности, знакомой лишь с "эгоистическим успехом". Вся окружающая среда, включая большой социум и близких людей, такой личностью рассматривается лишь в качестве строительного материала и инструмента для своих персональных достижений. Гораздо лучше, когда внешний мир человека содержит понятия "друг", "помощник", "союзник". В этом случае поставленные цели достигаются посредством взаимодействия с миром, взаимодействия, наполненного искренней взаимной благодарностью.

На каждом этапе развития шаг за шагом, ребенок сначала встречается с чем-то неизведанным. Помощь родителей в освоении нового ребенком – это, как говорит Г.Крайг, «уверенность, вложенная в руки».
Подрастая, юный исследователь и испытатель одновременно осваивает огромное количество самых разных умений и навыков – и катание на велосипеде, и рисование, и счет, и речь, и так далее. И у каждого из них своя зона ближайшего развития. У некоторых умений она очень обширная – малыш с ходу ловит движение или некое знание. А следом за ним образуются все новые и новые навыки. Обычно, как метко подметила Елена Ленной, в таком случае говорят о наличии способностей. Но, практически у каждого ребенка есть такие умения, которые ему даются очень непросто и порой требуется существенная помощь взрослого для их освоения. В этом случае, по словам Ленной, зона будет не слишком большой и необходимы дополнительные усилия для того, чтобы максимально возможно расширить ее. К счастью, зона ближайшего развития подвижна – в процессе занятий она постоянно расширяется, приобретается новый опыт, а на основе него подрастающий человек все более и более совершенствуется. Главное – вовремя заметить, что именно в этом месте у малыша возникают проблемы и помочь ему преодолеть их!
А для этого надо всего лишь только не пускать развитие вашего чада на самотек, не воспринимать ежедневное общение с малышом как рутину и тяжкую обязанность. Не забывайте, что вы гениальные мама и папа, самые лучшие, какие только могли бы быть у вашего малыша, а у вас самый лучший на свете ребенок, и вырастет он замечательным человеком. Избавьтесь от гнетущего чувства долга и взгляните на мир по-новому, по-детски: сколько в нем тайн, сколько маленьких открытий можно совершать каждый день и каждый час! Вам предоставлена для этого чудесная возможность, и у вас есть добрый и любящий вас проводник в этом волшебном мире! Возможно, что он затем и пришел к вам, чтобы подарить ощущение полноты мира, спасти ваши души от рутины и скуки!


Детские центры раннего развития, кружки и секции для детей Яндекс.Метрика